четверг, 17 апреля 2014 г.

ФГОС: готовимся и внедряем

ФГОС: готовимся и внедряем
  «Великая цель образования
это не знания, а действия»
Гербер Спенсер

Жизнь так устроена, что в ней постоянно все меняется, развивается, обновляется. Не стоит на месте и образование. Хотя часто задаешься вопросом: «Куда же на самом деле движется наше образование?» За несколько  последних лет там произошло столько изменений, что диву даешься.
   Уже стало привычным и использование сочетания  «ФГОС». Множественные курсы повышения квалификации, педсоветы, совещания, семинары  погружают   нас все глубже в эту тему. И мы понимаем, что нужно работать как-то по – другому. А вот действительно ли так уж и по- другому? Или новое – это хорошо забытое старое? История человечества развивается по спирали, с каждым новым витком поднимаясь все выше. Так и ФГОС, по нашему мнению, это новый, более высокий виток в образовании. И если учителя начальных классов уже внедряют на практике ФГОС, то мы, учителя среднего звена, только готовимся, присматриваемся, пробуем вводить какие – то новые элементы. Мы полностью согласны с тем, что в современных условиях должен быть системно- деятельностный подход  в обучении. Именно включая ребенка в деятельность, происходит его заинтересованность. А если ему интересно, то он начинает искать, анализировать, отбирать нужную информацию, находить контакт с другими людьми, думать.  Таким образом, ученик начинает действовать, добывать самостоятельно знания. 
   Но разве до внедрения ФГОС мы не использовали технологии развивающего обучения, критического мышления (стадии: вызов, осмысление, рефлексия), разве не использовали связь с жизнью, другими учебными предметами, не опирались на передовые опыты лучших педагогов, не развивали ЗУН, не включали детей в деятельность?  Многое уже было. Но, конечно, внедрение ФГОС вносит свои коррективы в духе времени. Нам необходимо развивать разносторонне развитую личность, конкурентоспособную, самостоятельную, ответственную, коммуникативную, умеющую принимать обоснованные, важные решения, умеющую работать в команде и работать на перспективу. Меняется не только деятельность ученика, но, в первую очередь, деятельность педагога. Если учитель «пропустит» через  себя понимание  необходимости изменить свое отношение к подготовке урока,  вовлечению детей в добывании знаний, то уроки и внеклассная работа поднимутся на новый уровень. А это сделать педагогу сложнее всего. Ведь не зря бытует мнение, что учителя  достаточно консервативны. Конечно, легче прийти на урок и провести его в традиционной форме, чем тщательно продумать каждый элемент урока: создать правильную мотивацию, увидеть проблему,  поставить цели и задачи, продумать виды и формы деятельности учеников и самого себя, разработать критерии оценивания, провести рефлексию и т.д. Дети получают свободу выбора, возможность высказывать и отстаивать свое мнение, сравнивать, работать в группах, оценивать себя и других, т.е быть активными участниками всего процесса.  И как показывает наш личный опыт, такие уроки и мероприятия ученикам нравятся и запоминаются больше всего.
   Большую роль во внедрении ФГОС играет проектная деятельность. Именно работа над проектом, исследование проблемы с разных сторон, работа в команде, умение договариваться, добиваться результата воспитывают качества человека 21 века. Сложнее всего дело обстоит с оцениванием. Именно эта сторона остается самой «западающей» и сложной. На ум приходит то, как учили раньше детей рецензировать ответ товарища: полный или неполный ответ, раскрыта ли тема, нет ли фактических ошибок, что понравилось, что не понравилось  и т.д. Если перевести это на современный язык, то это тоже один из видов оценивания, причем очень даже неплохой. Во время проведения проекта важно «погружение», введение учеников в тему. Именно на этом этапе зарождается интерес, возникают вопросы, которые решаются как поставленные проблемы исследований. И здесь  педагог должен уметь проявить гибкость. Возможно, что дети выдвинут свои новые идеи, найдут новые направления работы, по интересам создадут команды, внесут свои коррективы. И это здорово! Дети начали думать!!! Процесс пошел. Роль учителя - составить вместе с детьми план проекта, хотя сам педагог задолго до начала проекта уже все «прокручивает», продумывает, составляет. Работа в проекте дает результаты, если дети работают с желанием, «не из-под палки», если дети сами хотят научиться чему-то новому, попробовать свои силы. И опять же понятно, насколько важна здесь роль учителя. Учитель выступает здесь в роли заводилы, направляющего учеников на работу, консультанта, помощника. Работа с критериями оценивания на разных этапах проекта позволяет детям учиться самим себя оценивать, а также оценивать работу в группах и результаты своего труда. Выполняя первые проекты по математике «Знакомство с пропорциями», «Знакомство с геометрией» казалось, все было хорошо, но позднее, когда мы начали работать с оцениванием, то работа в проектах стала более осмысленной и конкретной, развивающей (проект «Математические забавы», «Загадочное число«Пи»).
   Однако, внедрение ФГОС – это проблема не только учителя, но и целого аппарата ученых, специалистов разных уровней, методистов. Нужна крепкая база. Поднимая планку в формировании УУД, мы не учитываем, что дети стали другими. Мы имеем в виду не только то, что многие из них с трудом осваивают школьную программу, но и то, что с каждым годом, например, растет число леворуких детей. А это тоже работа для специалистов. Кроме того, обязательно нужно обращать  внимание на работу с высокомотивированными учащимися. Таким «звездочкам», от природы обладающим острым умом, быстро надоедают однообразные стандартные задания, поэтому при работе с этими детьми нужно давать им возможность попробовать свои силы в новой, неклассической ситуации, когда владения теоретическим материалом недостаточно для успеха. Здесь необходим простор для творчества, нестандартного мышления и «полета фантазии». При этом, конечно, нужно учесть возрастные особенности учащихся и их ведущую деятельность в этот период.

   В итоге, учитель, внедряющий ФГОС в свою деятельность, должен четко понимать, какие цели и задачи он преследует в процессе своей работы, какие формы и виды деятельности должен применять для достижения поставленных целей, каким образом вовлекать класс в деятельность и как оценивать результат проделанной ими работы. В этом смысле учитель выступает в роли наставника, друга, психолога. Изменяющийся с колоссальной скоростью мир заставляет меняться и его. Постоянный поиск, любовь к детям и позитивный настрой — без этого внедрение ФГОС невозможно осуществить никаким образом. Новые веяния, методики, направления сделают работу учителя, безусловно, креативной, творческой и интересной. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий